Настоящая история ораторского искусства началась в государствах, которые принято называть древними: Греции и Риме. Именно тогда люди впервые задумались о необходимости установления определенных правил для диспутов, манеры поведения, принципов красноречия. Античные философы и ораторы заложили основы актерского мастерства, правильной, гармоничной речи – без них бы всего этого не было.
Ораторское искусство Древней Греции
История ораторского искусства в краткой форме восходит к древнегреческим философским школам, их направлениям и основателям. В буквальном смысле термин означает умение говорить хорошо, складно. Приблизительно около 5 столетия до нашей эры возникли первые учителя софистики, они же риторы и ораторы. Поначалу они упражнялись в искусстве стройно излагать свои мысли между собой, постепенно появились желающие перенять навыки – первые ученики. Практическая подготовка сводилась к следующему:
- умение мыслить, используя логику;
- наблюдение за речью оппонента (опытного оратора);
- детальный анализ вероятных ошибок, их исправление;
- споры-состязания на остроумие, выдержку.
Подобное обучение пользовалось большой популярностью: отцы именитых семейств отдавали в школы сыновей, чтобы привить им навыки грамотной речи, публичных выступлений. Считалось, что четким, хорошо поставленным голосом, изъясняясь аргументировано и связно, проще убедить собеседника в своей правоте. Были разработаны такие ранее неизвестные методы, как метафора (использование переносного смысла, сравнения), аллегория (иносказание), антитеза (противопоставление).
Важно. Одним из основных недостатков софисткой школы считают принцип Протагора, который в споре главной целью считал не поиск истины, а победу над соперником, для чего были хороши все средства, включая жульничество и уловки.
Позитивная сторона учения софистов состояла в том, что они не считали ораторские способности данными свыше («рождаются поэтами»), но приобретаемыми в результате обучения. Для этого увеличивался словарный запас, изучалась история, литература, проводились практические занятия. Изречения Горгия, Протагора, Продика достойны подражания и в современных условиях – они основаны на блестящем владении риторикой.
Сократ и его последователи
Изучая ораторское искусство, историю его зарождения и развития, невозможно не упомянуть о Сократе. Этот известный древнегреческий мыслитель, живший около 470 года до нашей эры, в противоположность софистам, выше всего превозносил истину, считая ее мерилом жизни. Поэтому он подвергал жесткой критике тех, кто пытался выиграть спор не силой аргументов, а передергиванием фактов, интригой.
Прежде всего, философ придавал значение слову, его силе, стилю ведения диспута. Со временем особая манера, с помощью которой учитель вел беседу, получила нарицательное наименование «сократовского диалога». В определенном порядке задавая вопросы и подготавливая ответы, Сократ убеждал своих оппонентов в собственной правоте только силой слова, уверенной речью, аргументацией. Недоброжелатели утверждали, что мыслитель специально загонял противника в ловушку, подтасовывая факты и заставляя его признать поражение.
Одним из известнейших учеников античного философа был Платон, благодаря которому и сохранились истории о школе, личности Сократа, его убеждениях. Последователь античного философа считал, что подлинное, искреннее красноречие полагается на знание истины, а не на самого себя.
Платон продолжил труды Сократа, создав академию, в которой обучал риторике, как фундаментальной дисциплине для ведения диспутов, публичных выступлений, общественной деятельности. К продолжателям классической, сократовской школы можно также отнести Аристотеля – основателя специальной школы (Ликея) и автора труда «Риторика». Он вывел 3 основополагающих принципа, определяющих успех выступления:
- характер оратора;
- кто его слушатели;
- качество речи (ритм, звучность, складность).
В дополнение к данным постулатам Аристотель установил триединство говорящего, его слов и слушателя. А к главным достоинствам речи относил ее ясность, благозвучие. Также, кроме указанных, важны и другие качества доклада: аргументы, к которым прибегает выступающий (их сила, количество, состав), стиль выступления (тембр голоса, темп, интонации), использование богатства языка, композиций, оборотов.
Важно. Тезис о возможности исправления, улучшения своих качеств подтвердили многие ораторы, один из самых известных – Демосфен. История ораторской речи имеет к нему самое непосредственное отношение.
Прославленный эллинский деятель, декламатор, философ страдал косноязычием, слабым голосом, неприятным нервным тиком. Занимаясь самостоятельно на берегу моря (громко и звучно читая, перекрикивая шум волн), упражняясь перед зеркалом и с камешками во рту для отработки дикции, он постепенно достиг высочайших успехов в области риторики.
Для совершенствования звонких звуков он подражал рычанию щенка, чтобы избавиться от привычки подергивать плечом, подвешивал над собой меч, который колол кожу, для развития дыхания подолгу занимался физическими упражнениями и так далее.
Искусство красноречия Древнего Рима
Римляне мудро обошлись с историей ораторской речи, наследием выдающихся греческих ораторов, постепенно развивая достижения предшественников и приумножая их. Уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были гуманитарные школы, в которых мальчиков, будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей обучали искусству публичных выступлений. Изучение классических дисциплин разбивалось на несколько этапов:
- Чтение классической литературы.
- Правильное письмо на основе требований грамматики.
- Овладение красноречием с сочинением собственных речей.
О том, что преподавалось, чему учили в римских школах, поведал в своем труде «Риторические наставления» Марк Квинтилиан, сам имевший богатый опыт учителя, а также судебного адвоката. У него изучение наук, книг сопровождалось углубленным познанием правил ораторского искусства, включая историю его возникновения.
Философ и преподаватель, прославившийся на этом поприще, гораздо больше, чем как судебный деятель, Квинтилиан посвятил свою жизнь подробному, методичному анализу качеств, необходимых оратору, и тому, с помощью чего их можно развить. В его книгах даются советы, как лучше всего аккумулировать цитаты известных авторов, крылатые выражения, особенное внимание уделяется постоянным устным беседам, формирующим слог, чувство ритма, опыт ведения дискуссии.
Важно. Особый акцент Квинтилиан делал на том, что кажущаяся легкость общения, построения монологов, логически безупречных рассуждений достигаются исключительно многолетними тренировками.
Хорошего оратора, как считал именитый римлянин, можно узнать по складной, красивой речи и особой утонченности фраз. В своих трудах он вывел ряд рекомендаций, направленных на практическое улучшение речи, проработку мимики, позы говорящего, обязательное следование логике.
Другой известный деятель времен Римской республики, Цицерон, добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию качеств ритора. Речи судебного деятеля, а позднее консула поражают безупречностью логики, тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе ведения дискуссий. Взгляды Цицерона нашли отражения в его трактатах («Оратор», «О построении речи» и других).
История ораторского искусства России
Развитие отечественной школы происходило по ставшей уже классической схеме: ознакомление с трудами античных авторов, обобщение их опыта, использование материалов европейских философов.
Обычно, говоря об истории развития российского ораторского искусства, упоминают Ломоносова: это благодаря ему были созданы первые отечественные учебные заведения с обучением на русском языке. Большинство писателей, просветителей, ученых были также и блестящими ораторами: это Герцен, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Белинский. Последнему принадлежит блестящая фраза, характеризующая его отношение к России, родному языку: употребление чуждых слов, в то время, как есть русские, означает противоречить здравому смыслу и здравому вкусу.
В значительной степени становлению ораторской речи об истории родного края, возникновению российского стиля способствовали блестящие выступления адвокатов и судебных деятелей 19 века – Кони, Плевако, Арсеньева и других. Их труды, выдержки из заседаний составили для потомков историю развития ораторского искусства России кратко, являясь примерами для подражания.
Современные ораторы продолжают следовать канонам риторики, заложенным до них, упражняясь в письме, монологах, диспутах, философских спорах. И, конечно же, в немалой степени их успех связан не с природными талантами, а с упорными тренировками, шлифовкой своего мастерства, доведением его до степени высочайшего искусства.